Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения.
В своей практике использую формирующее и итоговое оценивание. Формирующим оценивание называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет мне, как учителю английского языка, четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, организовать в соответствии с этим свою работу и работу учащегося как субъекта образовательной и оценочной деятельности. В своей работе я использую инструменты формирующего оценивания: листы самооценки деятельности на уроке, с которыми учащиеся работают в процессе изучения и в конце темы, листы индивидуальных достижений, мини-обзоры в конце урока, недельные отчёты.
Инструменты формирующего оценивания:
Недельный отчёт Мини-обзор Лист самооценки 1
Лист самооценки 2 Лист самоанализа Лист самооценки работы в группе
На уроках я использую следующие педагогические приёмы, которые помогают формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников:
Одной из методик формирующего оценивания является критериальное самооценивание. Критериальное самооценивание позволяет оценивать в процессе познавательной деятельности не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящий к этому результату. Более того, такое оценивание позволяет мотивировать учеников, так как показывает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, учитывая уровень, на котором он находится в данный момент. Учащимся заранее известны критерии, по которым будет оцениваться их работа. Более того, эти критерии мы вырабатываем совместно с детьми. В процессе работы учащиеся могут оценить уровень выполнения работы и выбрать пути совершенствования. Именно критериальное самооценивание даёт возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего пока не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить тему? В тоже время и учитель видит с одной стороны, что не усвоено учащимися, над чем нужно поработать, а с другой стороны даже самое незначительное продвижение учащегося.
Чтобы сделать данную работу эффективной, я использую алгоритм действий.
Примеры критериального оценивания
При изучении новой лексики на этапе вводного устного курса (1-2 класс), когда у детей еще нет возможности записывать и повторять дома новые слова я использую приём «Раскраска». Например, при изучении темы «Животные» учащиеся получат задание: раскрасить только тех животных, которых он может назвать по-английски. При этом ребенок сам делает вывод, запомнил ли он данные лексические единицы. Такой же приём я использую и при отработке диалоговых фраз: учащимся предлагаются фразы на русском языке, их задача раскрасить те, которые они могут сказать по-английски.
Также одним из эффективных способов организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». В портфолио учеников начальной школы включаю выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе внеурочной деятельности; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.), проектные работы.
В качестве проектов для внеурочной работы в УМК «Forward» предлагается широкий спектр увлекательных проектных заданий, которые накапливаются в портфолио учащегося в виде индивидуальных и коллективных макетов, стенных газет, постеров, таблиц с результатами проведенных опросов, писем, игр и т.д.
Дополнительно к проектным работам в УМК предлагаются тесты для самопроверки учащихся, что позволяет им самостоятельно оценивать степень освоения пройденного материала при подведении итогов четверти до проведения контрольной работы.
Я активно использую разнообразные приёмы и виды деятельности в системе контроля и оценки деятельности обучающихся, предложенные авторами учебника:
Персональный сайт
учителя английского языка
муниципального общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №15 им. Н.И. Дементьева